«Я никогда не был бедным, хотя и бывал совсем без денег.
Бедность — это мировоззрение.
Безденежье — временное состояние».
Майк Тодд, один из самых богатых кинопродюсеров в истории
«Думаете ли вы, что у вас получится, или думаете, что нет — вы правы».
Генри Форд
Автор: Роберт Кийосаки
Источник: «Умный ребенок, богатый ребенок»
«Деньги — это всего лишь идея»
Когда я был маленьким мальчиком, мой богатый папа часто говорил: «Деньги – это всего лишь идея».
Дальше он продолжал: «Деньги могут быть всем, чем ты хочешь, чтобы они были. Если ты говоришь: «Я никогда не буду богатым», — то вполне вероятно, что богатым ты никогда не станешь.
Если ты говоришь: «Я не могу себе этого позволить», — то вполне вероятно, что и в самом деле не сможешь».
Мой умный папа говорил почти то же самое об образовании. Возможно ли, чтобы каждый ребёнок рождался потенциально богатым и умным?
Есть некоторые люди, которые думают, что это возможно, но есть и такие, которые так не считают.
Не нужно родиться бедным, чтобы им стать
Многие бедные люди бедны потому, что ситуация в семье учит их быть бедными.
Кроме того, они могут развить в себе заниженную самооценку, даже если происходят из богатых или среднего класса семей. Что-то происходит с ними в течение жизни, и у них формируется представление о том, Что они всегда будут бедными. Я считаю, что именно это случилось с моим отцом.
И, как говорит пастор Том Андерсон, часто, чтобы изменить это Представление, требуется тонна образования. Мой отец, например, продолжал работать все усерднее и зарабатывать все больше денег.
Но даже тонна денег, так же как тонна образования, не всегда может изменить унцию представлений.
Когда я обанкротился и потерял мою первую компанию, тяжелее всего мне было сохранить мое представление о самом себе.
Если бы не уроки богатого папы по повышению моей самооценки, не знаю, смог бы я оправиться и стать сильнее в результате полученного опыта или нет.
У меня есть знакомые, которые обанкротились и, несмотря на то, что они сумели поправить свое финансовое положение, этот опыт понизил их самооценку.
Вот почему я начинаю мои уроки с родителями с рассказа о необходимости уважать и защищать представление ребенка о самом себе.
Значительная часть этой книги посвящена тому, как обучить ваших детей, повысить их самооценку, чтобы они смогли пройти через все взлеты и падения — в финансовом, академическом, профессиональном и социальном планах — и преодолеть любые другие препятствия, которые встретятся на их жизненном пути.
Эта книга поможет вам научить вашего ребенка оправляться от неудач и повышать его финансовую самооценку в результате пережитых взлетов и падений.
Защита моей самооценки была одним из главных предметов, который преподавали мне оба моих папы. Один учил меня становиться после неудач сильнее в академическом плане, а другой — в финансовом.
Многие люди, проходя по дороге жизни, снижают свою самооценку.
Я словно слышу их голоса, когда они говорят такие вещи, как:
• У меня так много долгов, что я не могу перестать работать.
• Я не могу позволить себе уволиться.
• Если бы я только мот заработать еще немного денег…
• Жизнь была бы намного легче, если бы не дети.
• Я никогда не буду богатым.
• Я не могу позволить себе потерять деньги.
• Я хотел бы начать собственный бизнес, но мне нужна стабильная зарплата.
• Как я могу позволить себе делать инвестиции, если не могу даже оплатить текущие счета?
• Я продам акции, чтобы погасить долг по кредитным карточкам.
• Не каждый может стать богатым.
• Меня не интересуют деньги. Деньги для меня — не главное.
• Если бы Бог хотел, чтобы я был богатым, то дал бы мне денег.
Как говорил мой богатый папа, “чем больше ты нуждаешься в деньгах, тем слабее ты становишься”.
Есть много людей, которые хорошо успевали в школе и получили высокооплачиваемую работу.
Но так как их не научили, как заставить деньги работать на себя, то они усердно трудились за деньги и оказались по уши в долгах. Чем больше и дольше они нуждаются в деньгах, тем ниже падает уровень их самооценки.
Я знаком с несколькими профессиональными студентами. Некоторые из них проучились всю жизнь, но так и не нашли работы.
У одного из моих знакомых два диплома магистра и один — доктора наук. У него не тонна, а целых десять тонн образования, но все равно он еле сводит концы с концами.
Я подозреваю, что препятствием на его пути продолжает оставаться все та же унция представлений.
Как научить взрослых забыть то, чему они учились
Опыт работы с взрослыми людьми убедил меня в том, что легче научить богатого человека быть еще богаче и умного быть еще умнее. Очень трудно научить кого-нибудь быть богатым, когда только и слышишь:
• «Но что, если я потеряю деньги?»
• «Но ведь нужно иметь постоянную, надежную работу»
• «Да разве можно работать даром? Вы должны платить людям!»
• «Не влезайте в долги»
• «Усердно работай и копи деньги»
• «Действуй наверняка и не рискуй»
• «Если я разбогатею, то стану злым и высокомерным»
• «Все богачи жадные»
• «Мы не говорим о деньгах за обеденным столом»
• «Деньги меня не интересуют»
• «Я не могу себе этого позволить»
• «Это так дорого»
Подобные вопросы и утверждения происходят от глубоко укоренившейся неуверенности человека в себе.
Я обнаружил, что, когда поднимаю плату за обучение до нескольких сотен или даже тысяч долларов, многие из таких комментариев исчезают и мне гораздо легче распространять мои взгляды.
Никогда не говорите: «Я не могу себе этого позволить»
Мой богатый папа был достаточно умен, чтобы понять, что деньги — это всего лишь идея.
Он запрещал своему сыну и мне говорить: «Я не могу себе этого позволить», — стараясь таким образом изменить наше представление о самих себе.
Вот почему он заставлял нас вместо этого говорить: «Как я смогу себе это позволить?»
Я понимаю, что, постоянно повторяя: «Я не могу себе этого позволить», — я усиливал представление о себе как о бедняке.
Но спрашивая: «Как я смогу себе это позволить?» — я усиливал представление о себе как о богатом человеке.
И когда ребенок просит у вас денег, вы можете попробовать сказать ему: «Составь мне список из десяти разных вполне законных и нравственных способов достижения того, что ты хочешь, и при этом не проси у меня денег».
Если вы проанализируете эти два высказывания, то поймете, что вопрос «Как я смогу себе это позволить?» направляет ваш ум на поиск возможностей накопления богатства.
С другой стороны, утверждение «Я не могу себе это позволить» блокирует любую попытку вашего ума придумать способ достижения желаемого.
Жизнь начинается с представлений
Однажды во время интервью репортер задал мне вопрос:
— Скажите, как вы стали миллионером? Я ответил:
— Я открыл несколько компаний и купил недвижимость.
На это репортер заметил:
— Ну, это не каждый может сделать. Я, например, знаю, что не смогу. Скажите, что мог бы сделать я, чтобы стать миллионером?
— Ну, вы могли бы продолжать работать и купить недвижимость”.
Репортер возразил:
— Но на рынке недвижимости слишком высокие цены. Я не могу себе этого позволить, да и не хочу заниматься управлением собственностью. Скажите, что еще я мог бы сделать?
Тогда я сказал:
— Что ж, в последнее время настоящий бум на фондовой бирже. Почему бы вам не вложить деньги в акции?
— Потому, что играть на бирже слишком рискованно. В любой день может произойти обвал. А у меня жена и дети, да еще счета, которые надо оплачивать, так что я не могу позволить себе потерять деньги, как вы.
В конце концов, я понял, что делаю то, что мой богатый папа запрещал мне делать. Я давал советы тому, кому прежде всего нужно было изменить свои представления.
Поэтому я перестал отвечать и сам начал задавать вопросы. Я спросил:
— Скажите мне, а как, по-вашему, вы могли бы стать миллионером?
-— Ну, я мог бы написать книгу и продать несколько миллионов экземпляров, как вы.
— Хорошо, — сказал я вслух. — Вы хорошо пишете, и я думаю, что это очень хорошая идея.
— Но что, если я не найду агента, чтобы провести рекламу книги? Или он обдерет меня как липку? Знаете, однажды я уже написал книгу, но ее никто не хотел читать, — сказал репортер.
Он сменил тему, но его представления остались прежними.
Самое важное, на что родителям следует обратить внимание с самого начала, — это развитие и защита самооценки ребенка.
У каждого из нас есть свои представления о других людях, правильные или неправильные.
Вы можете считать какого-то человека подонком или дураком, умным или богатым.
Помню, когда я учился в средней школе, там была девочка, которую я считал высокомерной и заносчивой. Поэтому, несмотря на то, что она мне очень нравилась, мое представление о ней мешало пригласить ее на свидание.
Но однажды я поговорил с ней по душам и понял, что она добрый, сердечный и дружелюбный человек.
Переменив свое представление о ней, я предложил ей встречаться. На это она ответила: «Знаешь, зря ты не сделал этого раньше. Я только что начала встречаться с Джерри, и теперь он мой парень».
Мораль этой истории в том, что, так же как у нас складывается мнение о других людях, мы составляем представление о самих себе и, точно так же как мы можем изменить свое мнение о других, люди могут изменить представление о самих себе.
Богатство и ум — это всего лишь представления
Мой родной папа, школьный учитель, рассказал мне о знаменитых исследованиях, проведенных несколько лет назад в школах Чикаго.
Исследователи обратились за помощью к группе школьных учителей. Учителям сказали, что выбор пал на них благодаря их исключительным преподавательским способностям.
Кроме того, им сказали, что в их классы наберут только одаренных детей, но ни дети, ни их родители не будут ничего знать об эксперименте, потому что его цель в том, чтобы посмотреть, как будут вести себя одаренные дети, если не будут знать о своих способностях.
Как и ожидалось, в отчетах учителя написали, что дети успевают исключительно хорошо. Кроме того, они написали, что работать с этими детьми — одно удовольствие и что они хотели бы работать с ними постоянно.
В этом проекте было одно секретное приложение. Учителя не знали, что их выбирали вовсе не за исключительные способности. Выбор осуществлялся произвольно.
Кроме того, и детей выбирали отнюдь не по принципу одаренности. Их тоже выбирали наугад.
Но так как ожидания были высоки, то и результаты оказались высокими. Так как учителя считали и себя, и детей исключительными, то они смогли добиться исключительных успехов.
Что же это значит? Это значит, что ваше представление о своих детях может сильно повлиять на их жизнь.
Другими словами, если вы сможете разглядеть в вашем ребенке талант, то поможете ему стать умнее.
Если вы сможете представить своего ребенка богатым, то поможете ему стать богаче.
А если вы разовьете эти представления в ваших детях, то у них появятся все шансы доказать остальному миру справедливость этой оценки и заставить его относиться к себе соответственно.
Я считаю, что именно с этого и начинается обучение ребенка.
Поэтому я говорю: “Дайте вашим детям силу, прежде чем давать деньги”.
Помогите им развить положительное представление о самих себе — и вы поможете им стать богатыми и умными.
Если у них такое представление отсутствует, то ни самое лучшее образование, ни все деньги мира им не помогут.
Если же оно у них есть, им легче будет стать умнее и богаче.