«В наши дни мир движется столь быстро, что человека, сказавшего, что этого не может быть никогда, обгонит тот, кто сделает это»
Гарри Эмерсон Фосдик
Автор: Роберт Кийосаки
Источник: «Умный ребенок, богатый ребенок»
Отстанет ли ваш ребенок от времени к тридцати годам?
Когда я был мальчишкой, мои родители предполагали, что я получу образование, найду работу, буду усердно трудиться, поднимусь по служебной лестнице как можно выше и проработаю на этом месте до пенсии.
Мне устроят торжественные проводы, подарят золотые часы, и я буду играть в гольф в каком-нибудь интернате для престарелых, направляя свою мототележку прямо на закат.
Чем старше вы становитесь, тем меньше представляете ценности
Идея одной работы на всю жизнь — это идеал века промышленности.
С 1989 года, когда пала Берлинская стена и появился Интернет, правила найма на работу, да и сам мир, изменились.
Одним из первых ушло в прошлое понятие “чем ты старше, тем ценнее” (для бизнеса). В век промышленности это могло быть так, но сегодня ситуация изменилась на прямо противоположную.
Для многих людей в век информации действует правило “чем старше ты становишься, тем меньше представляешь ценности”.
Правила изменились
В век промышленности было принято учиться, получить хороший аттестат или диплом, найти надежную работу с гарантированными льготами и держаться за нее всю жизнь. Проработав примерно двадцать лет, человек выходил на пенсию, и до конца жизни о нем заботились компания и правительство.
В век информации правила изменились. Теперь человек учится, получает хороший аттестат или диплом, находит работу и первым делом проходит курс переподготовки. Затем находит новую компанию, новую работу и снова проходит переподготовку.
А затем молит Бога, чтобы отложенных денег ему хватило на жизнь после шестидесяти пяти, потому что в наше время старики живут долго.
В век промышленности определяющей теорией эпохи была формула Эйнштейна E = mc2.
В век информации определяющей теорией эпохи стал закон Мура, который гласит, что каждые восемнадцать месяцев количество информации удваивается. Другими словами, чтобы успеть за переменами, вам каждые полтора года придется учиться всему практически заново.
В век промышленности перемены происходили медленно. Те знания, которые вы получали в процессе учебы, могли служить достаточно долго.
В век информации все ваши знания очень быстро устаревают. То, чему вы научились, важно, но гораздо важнее то, насколько быстро вы можете переучиваться, меняться и приспосабливаться к новой информации.
Мои родители росли в период Великой Депрессии. В их жизни работа была всем, и поэтому, когда они говорили: “Ты должен учиться, чтобы потом получить надежную гарантированную работу”, — в их голосе всегда чувствовались панические нотки.
Кстати, если вы заметили, сегодня рабочих мест хоть отбавляй. Главное — не застрять на бесперспективной работе и не отстать от жизни. Еще несколько небольших, но значительных различий между веками.
В век промышленности за пенсионное обеспечение работника отвечал работодатель.
В век информации за это отвечает сам работник. Если после шестидесяти пяти у вас кончаются деньги, то это проблема не компании, а ваша личная.
В век промышленности возраст увеличивал ценность работника. В век информации возраст работника уменьшает его ценность.
В век промышленности люди всю жизнь работали по найму. В век информации все больше людей не связаны контрактами.
В век промышленности умные дети становились врачами и адвокатами. Им платили бешеные деньги. В век информации бешеные деньги платят спортсменам, актерам и музыкантам. Многие врачи и прочие профессионалы зарабатывают намного меньше, чем в век промышленности. В век промышленности человек в бедственном финансовом положении мог рассчитывать на помощь государства.
С началом века информации все больше и больше политиков обещают спасти Фонд социальной безопасности и другие программы государственного обеспечения. Но мне ли вам объяснять, что щедрые обещания политиканов на деле обычно означают только одно: то, что они обещают спасти, спасать уже поздно. Любые перемены обычно встречаются в штыки.
Однако за последние несколько лет было много случаев, когда люди воспользовались возможностями, возникающими в период перемен.
1. Билл Гейтс стал самым богатым человеком в мире, потому что умудренные опытом “зубры” из “IBM” не смогли разглядеть изменений в правилах и структуре рынка. Из-за того что отставшие от жизни директора не сумели отреагировать на эти перемены, акционеры “IBM” потеряли миллиарды долларов.
2. Сегодня компании века информации, основанные двадцатилетними молодыми людьми, скупают на корню корпорации века промышленности, которыми управляют сорокапятилетние асы бизнеса (наглядный пример — слияние “AOL” и “Time Warner”).
3. Сегодня двадцатилетние клерки становятся миллиардерами только потому, что сорокапятилетние управляющие не могут разглядеть те возможности, которые очевидны для тех, кому двадцать.
4. Сегодня миллиардерами становятся двадцатилетние самоучки, которые нигде никогда не работали, в то время как сорокапятилетним трудягам приходится все начинать сначала и проходить переподготовку для новой работы.
5. Говорят, что в недалеком будущем люди не будут подавать заявления о приеме на работу, а станут выходить в Интернет и участвовать в конкурсах. Говорят, что желающим найти гарантированную постоянную работу сроком больше чем на год придется соглашаться на меньшую зарплату.
6. Вместо того чтобы надеяться найти хорошую работу в крупной компании, все больше и больше студентов открывают собственный бизнес, не выходя из комнаты в общежитии. В Гарвардском университете есть даже специальная служба, которая помогает студентам в создании таких комнатных предприятий — навязывая помощь в организации бизнеса, она явно стремится удержать молодых людей в стенах заведения.
7. В то же время половина работающих у одного из крупнейших работодателей Америки зарабатывают такие гроши, что им впору обращаться за продовольственными талонами. Что же будет с ними, когда они будут слишком стары для работы? Можно ли считать их образование достаточным?
8. Домашняя форма обучения никого больше не пугает. Сегодня количество детей, обучающихся на дому, увеличивается на 15 процентов в год.
9. Все больше родителей обращаются к альтернативным системам обучения и отдают детей в частные школы — вальдорфские или Монтессори — единственно для того, чтобы избавить их от устаревшей государственной образовательной системы, которая не в силах удовлетворить потребности нового поколения. Все больше родителей понимают, что начальное образование имеет такое же значение для развития ребенка, как и образование в колледже.
10. Проще говоря, век информации повлечет за собой экономические перемены, которые сделают пропасть между бедными и богатыми еще больше.
Для некоторых людей эти перемены станут благом, для других проклятьем, для третьих вовсе не будут иметь никакого значения.
Как говорил мой богатый папа, “есть люди, которые заставляют вещи происходить; есть такие, кто наблюдает, что происходит; и есть те, кто спрашивает, что произошло”.