Дети и деньги

В преддверии Дня защиты детей я вспомнила интересный разговор, произошедший во время моей недавней поездки в Красноярск.

68476m Разговаривали мы с Николаем Ронжиным, с которым познакомились через Интернет и впервые встретились «вживую».

Помимо массы интересностей о самом Красноярске, и о бизнесе, коллегами по которому мы являемся, Николай поделился своим способом обучения детей навыкам финансовой грамотности.

Способ очень простой и в то же время действенный, Николай остался доволен тем результатом, который трое его детей и он сам получили от его применения.

Он ввел правило: еженедельно выплачивать детям в рублях ту сумму оценок, которую они принесли из школы.

И теперь его дети сами несут ему дневник на проверку, не скрывают своих оценок, следят за тем, чтобы отвечать на уроках чаще и лучше и… считают свой доход, а не просто получают карманные деньги от родителей:).

На первый взгляд, такой подход очень напоминает Джона Рокфеллера, который платил детям по 2 цента за каждую убитую муху, за пойманную мышь – 10, за час прилежного музицирования – 5, и т.д., а также штрафовал их за различные провинности. Достаточно жесткий и не принесший того результата, на который рассчитывал Рокфеллер.

Однако подход Николая имеет ряд отличительных и весьма позитивных нюансов:

1. Оценки не делятся на хорошие и плохие, они просто есть — не образуется самая губительная из зависимостей — оценочная зависимость;

2. Оценки не скрываются, ни хорошие, ни плохие, напротив, предъявляются с готовностью — формируется здоровое отношение к оценкам и их контролю со стороны родителей;

3. Ребенок видит, что он сам может влиять на количество карманных денег;

4. И при этом попутно САМ выясняет, что получить оценку больше — гораздо выгоднее;))

Как Вам такой шаг для формирования в детях здорового отношения к оценкам, деньгам и самому себе;)?

Поделитесь своим мнением в комментариях, там же — подробная стратегия Николая относительно финансового воспитания детей, рассказанная им самим, — очень существенный штрих, без которого картина будет неполной!

С праздником!

35 thoughts on “Дети и деньги

  1. Марина, спасибо, что поделилась таким интересным способом.
    Хорошо, что какие-то вещи не надо изобретать, потому что это придумали уже другие.
    А то у меня проблема была, как показать сыну, что не оценки важно, а то, какие навыки и знания ты получил.
    Мариша, хорошо, что ты не жадина на информацию))) Целую тебя в обе щеки за этот пост)

  2. Но детям можно и расслабиться — какая разница — хоть две двойки принести — всё равно деньги выплатят. Конечно, две пятёрки лучше, но две двойки — тоже ничего. Лучше, конечно как Рокфеллер — система штрафов.

  3. Марина привет!
    Отличная идея не делить оценки на положительные и отрицательные, и платить за все. Отличный шаг для формирования в детях здорового отношения к оценкам, деньгам и самому себе;)
    Мне кажется, здесь есть один спорный момент.
    В погоне за наиболее высокой оценкой ребенок ребенок может не учиться, а заниматься «добыванием» этой самой оценки. Я имею в виду то, что он не будет сконцентрирован на получении знаний, а войдет в азарт и будет зарабатывать высокие оценки не только «легальным» способом…;)
    Ты понимаешь о чем я говорю.
    А в остальном… все здорово!

  4. Супер-идея!

    Сошлись вместе мои самые любимые темы : ДЕНЬГИ, ДЕТИ, ВОСПИТАНИЕ, ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ!!!

    И, как всегда, один ма-а-аленький нюансик меняет всю парадигму;) Кто только не пытался «платить» детям за оценки — вот, оказывается, и бедняга Рокфеллер туда же;) Причем все искренне хотели, как лучше…

    Что здесь мне кажется принципиально важным.

    Во-первых, поощряется активность, где-то непременно переходящая в предприимчивость.

    Во-вторых, умение зарабатывать «здесь и сейчас», исходя из имеющихся возможностей, способностей и РЕАЛЬНОЙ ситуации. Немало я знаю таких весьма немалолетних «дитятей», что сидят без денег, но инфантильно рассуждают, что ЕСЛИ БЫ…, ТОГДА БЫ Я, КОНЕЧНО…, а так я ничего не умею;( И вообще, зачем мелочиться, собирая копейки на партнерках и прочих агентских комиссионных?!.

    А в-третьих, четвертых, пятых — конечно же, ИДЕАЛЬНЫХ моделей не существует, и подводных камней можно наковырять сколько угодно — было бы желание… Здорово, что люди ДЕЛАЮТ — и свои ошибки, и свою «работу над ошибками». Т.е. идут по СВОЕМУ ПУТИ к СВОЕМУ УСПЕХУ!

    Удачи всем на СВОЕМ ПУТИ!!!

  5. Да, отличники — сложный народ:)
    Они чаще всего и занимаются «добыванием оценок» и по уши зависимы.

    Кстати, это лечится сетевым маркетингом, проверено на себе;))

    Мне больше всего понравилось в подходе Николая как раз не-зацикленность на оценках как таковых — он не требует с детей этих пятерок, и не штрафует за их отсутствие. Другими словами, оставляет им свободу выбора.

  6. Надо попробовать этот способ на своей дочке-второкласснице. Надеюсь, поможет.

  7. Спасибо, Марина!
    Можно, конечно, много рассуждать на темы психологии, моральности и о прочих нужных вещах. А можно просто попробовать. Со своим ребенком. Выводов, я думаю, ждать придется недолго :). И каждый сам для себя решит — подходит этот метод или нет. Ведь универсальных способов нет.
    Жаль только, что Вы не предложили этого способа в начале учебного года :))

    Удачи всем и прекрасного, комфортного и полного впечатлений лета!!!!

  8. Мой сын только идёт в сад, но я надеюсь, что в школе он сможет сдавать экзамены экстерном, и ему не придётся заниматься ерундой, вроде этой. Мне кажется, что человек должен делать то, что ему по душе, а, делая это лучше и быстрее других, сможет заработать столько, сколько ему надо.

  9. Да.Интересный метод воспитания в ребенке финансовой независимости.
    Ведь в школе нет урока-финансовый успех.
    Я помню случай как один парнишка продавал в автобусе газеты,говорил,говорил,а у него ничего не покупают.Он и говорит»Ну что я зря говорил что ли?»Потом немного спустя я видела этого парнишку на фирме,он стал намного увереннее в себе,он научился деньги зарабатывать сам.

  10. Извините немного не дописала.
    Вот из него получиться хороший предприниматель.

  11. да интересная методика как тактика для получения быстрого результата в виде хороших отметок,но как стратегия дальнейшей жизни эта методика ни чего не даст потому что в этом случае у ребенка вырабатывается определенный образ действий который будет ему мешать в жизни допустим он кого то полюбит и в этой любви будет всегда подсознательно хотеть что то взамен своей любви…. думаю лучше воспитать любовь к учебе да и к любой деятельности таким образом он научится любить.А умение жить любви привлечет в его жизнь все самое лучшее….

  12. Я рассмотрела этот подход как ступени сетевого маркетинга.
    Низкая ступень -мало платят,выше по больше.
    Хорошо ,что не штрафует .
    Потом сами поймут что надо трудиться ,чтобы платили больше.
    А «добывание оценок»,что греха таить есть и в сетевом маркетинге.

  13. Спасибо за статью! Не плохо, хотя уверена, найдутся «умники», кто сообразит, что три двойки немного дороже одной пятёрки, да и заработать их не составит труда :)))

  14. Подобной «игрой» я занимался со своими детьми в 90-х годах. Но по прошествии года это наскучило. Теперь понятно, что нужно было ввести коррекцию на инфляцию, с каждым годом увеличивать «весомость» оценки. Но в целом идет стремительное осмысление финансовых вопросов, «игра» дала неплохие результаты.

  15. Примерно эти методы мы с женой испробовали, когда наши дети были в школьном возрасте. На всех четырёх. И в то же время никто не стал отличником, хотя Анюта была очень прилежной ученицей.

    Только один из четырёх стал бизнес-партнёром и в финансовых вопросах продвинулся дальше меня.
    Скорее всего это тот же самый закон Паретта (20 на 80 процентов).

    И в то же время более важным считаю обучение детей лидерству. Это можно сделать с помощью профессионалов, которые работают с детьми. Это разные секции. Плюс наше личное общение.

    Например Все мои дети прошли школу спортивного ориентирования и Го. А внук Родион в настоящее время в 6 лет занимается спортивными бальными танцами. Это дорогой вид спорта, который подстёгивает нас зарабатывать.

  16. Марина, я не за премией — просто твой новый блог обновить! Хороший дизайн, но «вершина» меня мотивировала больше, а сумерки над озером — красиво , но темновато.

  17. Добрый день, Марина!
    Лично я противник такого метода, согласен с Екатериной Бокитько.
    Выбора как такого нет. Пятерка — больше денег. Денег хочется – конечно. Цель — получение оценки. Метод получения – неважен. Можно и списать, т.е. пойти на обман ради получения денег. И сколько бы морали не читали о важности получения знаний, быть честными. Получение материального блага – очень сильный стимул. Возможен обратный эффект. Опять же какой возраст. Все по ситуации.

  18. Марина, какой чудесный способ обучения финансовой грамотности! Особенно понравилась идея платить и за двойки тоже. Сначала я этого не поняла, сработал стереотип — за двойки надо ругать, а не награждать! Но поразмыслив, поняла, что именно эта изюминка воспитывает в детях правильное отношение к своим ошибкам.
    Я — глазной врач. Я не знаю, что делает сейчас школа с ребенком, но у меня уже около 15 школьников лечатся от невроза, который приводит к прогрессированию близорукости. А невроз вызван страхом перед плохой оценкой, причем плохими считаются даже тройки, а у одной девочки — и четверка. Почти все эти дети — отличники, дети амбициозных родителей. Скажите, разве это правильно — ТАК бояться получить плохую оценку?!
    Очень хочется применить систему Николая на практике. Жаль с детьми опоздала — на внуках испробую обязательно! Даже раньше начну — с детского сада. Буду платить будущим внукам за каждый день посещения детского сада — надеюсь, тогда они не будут устраивать истерики по утрам, как это дети мои делали. И пускай себе всякие вкусности на эти денежки покупают на прогулке — под контролем взрослых, разумеется!
    Спасибо, Марина, за чудесный пост. И блог у Вас замечательный — обновление понравилось!

  19. Отношение к этому методу весьма не однозначное…
    Я могу рассуждать об этом теоретически, так как моя старшенькая дочурка только в этом году станет первоклашкой. И нас еще ожидает вопрос карманных денег.

    Пару лет назад я читала книгу Бодо Шеффера «Деньги хорошо влияют на женщину» — там есть глава, посвящена вопросу карманных денег. После ее прочтения я решила для себя, что когда ребенку исполнится 7 лет, обязательно перечитаю эту главу, и буду применять рекомендованное. Из всех прочитанных статей по поводу финансового воспитания ребенка, подход к карманным деньгам детей Бодо Шеффера, мне импонировал больше всего.

    В первом пункте позитивных нюансов вашего поста не согласна с мыслью, что «не образуется самая губительная из зависимостей — оценочная зависимость» — она, как раз, и образуется (10 у.е лучше чем 2 у.е.). Это обычный перевод внутренней мотивации во внешнюю. То есть, ребенка постепенно переключают с удовольствия от познания, на получение материального вознаграждения.

    Как пример, вспомнила прочитанную ситуацию (не помню, где я ее читала). Вот приблизительно ее суть: «Каждый день дети очень шумно играли во дворе, мешая мужчине. Он попросил их играть тише, но ничего не изменилось. Потом, он позвал мальчика, и сказал, что будет им платить по доллару за то, что они так классно играют, бегают и кричат. Вот удача для детей, они получают деньги за то, что им и так нравиться. Так продолжалось неделю. Потом, мужчина сказал детям, что денег у него сейчас мало и он может заплатить только полдолара. Дети огорчились, но продолжали бегать, кричать и играть, но уже с меньшим энтузиазмом. Так продолжалось еще некоторое время. Постепенно уменьшались суммы выплат. И в один прекрасный день мужчина вышел и сказал, что денег у него, к сожалению, нет. На что дети ответили, что бегать и кричать они бесплатно не будут. И ушли играть в другой двор».

    Может этот пример слишком примитивен, но он показывает, что когда мы внутреннюю мотивацию (удовольствие от процесса познания), переводим на внешнюю (получение дополнительных денег) — можем получить совсем не тот результат которого хотели…

    Хотя это все индивидуально… Если у вашего знакомого это работает, и он доволен результатом, то прекрасно.

    Но, лично я, этот подход не поддерживаю.

    А влиять на количество карманных денег можно еще множеством способов.

  20. Привет из Омска!Я думаю, что какую цель преследуют родители в воспитании детей, те методы и выбирают! Этот метод с деньгами больше продвигает идею воспитания зависимости детей от родителей! Я -такой хороший-заплати мне! Если родители хотят вырастить личность независимую, врядли выберут метод оплаты за оценки в качестве воспитательной меры! Мой сын- выпускник школы! 5 классов-круглый отличник-не потому, что платили, а потому, что интересно было.Остальные классы-двойко-тройко-четвёрышник!НОэто не помешало ему вырасти интересной личностью, именно личностью!Вот прочитала пост и спросила у него»Стал бы ты учиться лучше за деньги?» А он знаете, что мне ответил»Кому эти оценки вообще нужны?Ещё деньги на них тратить! Вот за курсы в универе и за английский -спасибо!Это интересно!»Я, думаю, что больше общаться надо с детьми, не в спешке, а основательно, рассказывать им о своих делах, спрашивать о его делах и относиться к детским делам не менее серьёзно, чем к своим!Благодарю сетевой маркетинг, что я имела возможность уделять ему нужное внимание!
    И ещё детям нужно доверие и вера в их успех!Больше , чем деньги за обучение!
    А вот на карманных деньгах очень даже можно показать, как правильно распоряжаться финансами!
    Но как всегда выбор за вами!

  21. Мда, сколько людей, столько и мнений! Оно и хорошо, только мнение многих людей позволяет посмотреть на ситуацию с разных сторон, оценить и сделать вывод.
    Предыстория данной ситуации проста и знакома всем, дети частенько клянчат деньги или же упрашивают купить безделушку. И получилось так, что у нас в семье три года назад была поставлена большая и тяжёлая цель и каждая копейка на счету, ну а дети есть дети, просто потребители, кто бы им привил чувство меры в деньгах. Вот и родилась идея слегка усложнить детям жизнь.
    Задачу разбили на этапы. Первый самый веселый, учим тратить. Первого числа каждого месяца, мы выдавали детям конкретную сумму на их личные нужды. Естественно деньги быстро заканчивались, но позже мы начали помогать выбрать нужные покупки на данный момент и спланировать будущие покупки.
    Второй этап, прощай халява. Тут мы ввели оплату за оценки и отменили выплаты в начале месяца.
    В результате дети сами начали просчитывать сколько денег им надо на покупку и сколько они могут заработать на оценках.
    Результатом только этих двух этапов стало следующее:
    -дети перестали клянчить деньги
    -покупка рассматриваться, как цель( юные футболисты сами себе покупают форму, на мороженное, сотовую связь)
    -отличниками они не стали, оценки они получают не ради денег, просто мы подсказали как можно учась в школе начать зарабатывать деньги и снять вопрос о выпрашивание денег.(что-то сродни сетевому бизнесу в том плане, что образ жизни не меняется, а денежный ручеек появился и слегка стал больше)

    Хорош этот метод или плох, каждый оценит по своему, но хуже другое. Деньги являются неотъемлемой частью нашего общества, и нужно учить детей обращаться с ними. Детство у детей мы не отобрали, на деньгах не зацикливаем. НО когда идет движение денег(в магазин они ходят, и просто потратить хотят), прошу детей записывать свои траты, в конце месяца делать вывод о целесообразности тех или иных покупок и в начале месяца прошу планировать покупки на следующий месяц. В нашей семье дети принимают участие в составление, планирование бюджета, частенько рассказываем им о целесообразности некоторых покупок, короче стараемся чтобы дети были в курсе движение денег и для чего это делается, учим делать выводы.
    Традиционная система образования обращаться с деньгами( и еще много чему) детей не научит, так что учить их нам, родителям!

    P.S. Старший ребенок стал часть денег нам возвращать и просить отнести в банк. Теперь задача у нас посложнее, нужно научить ребенка соизмерять вложенные средства и доход.

  22. Полностью согласна с Николаем. Ну дашь ты ребенку деньги, а что он с ними потом будет делать? Главное — привить ребенку правильное отношение к деньгам, научить обращению с ними. Конечно, и на собственном примере. А в основном — метод очень понравился. Спасибо!

  23. А что, мне понравилась идея. Можно взять на вооружение и поделится потом результатами «финансового воспитания» Жаль, что учебный год уже закончился.

  24. Стоит попробовать. Я уже дочери рассказал. Ей идея понравилась. Будем проводить полевые.

  25. Я в этом вопросе солидаркна с психологами: такой подход на корню убивает естественную тягу детей к новому. Учась за деньги, они не не смогут ощутить радости от познания нового просто так потому, что это интересно, эту радость замещает жажда денег. Особенно страшно это именно в детском возрасте, т.к. формируется модель восприятия мира ЗА ДЕНЬГИ.
    Так мы вырастим «поколение русских американцев», к сожалению.
    А то, чего родители хотят добиться этим способом-собственно успеваемости-как раз не произойдет.

  26. Евгения, а родители (автор этого метода) не успеваемости хотят этим добиться, и Николай Ронжин сказал об этом в своем комментарии.

    Цель была другая, научить детей обращению с деньгами, см. комментарий Николая.

  27. Хорошие оценки это хорошо,но важней научить ребенка понимать,что он знает и как применять знания.

  28. А мой сын-третьеклассник (кстати, круглый отличник) после прочтения книги Бодо Шефера «Мани или Азбука денег» стал сам зарабатывать деньги, убираясь в своем классе 1 раз в неделю после уроков (как раз встал вопрос о дополнительной уборке, а я в родительском ком. по этому вопросу). Оплачивают родители ( по 50 руб. в месяц), я ему правда помогаю немного пока. Заработанное складывает в отдельную копилку (как в книжке рекомендовано), а недавно заявил «Я тут подумал — расширяться надо.» 🙂 Интересно кстати было наблюдать рекцию взрослых на это мероприятие — кто то у виска крутил, кто то жалостливо смотрел — мол вот бедненькие сына заставляют работать, а те люди, мнение которых для меня действительно важно сказали, что клево придумали. А насчет оценок — я сама как бывшая отличница всегда говорю ему, что оценка — это всего лишь субъективная оценка учителем твоих способностей, а учишься ты для себя. Удачи всем!

  29. Когда я училась в классе 5. Папа платил нам с сестрой за выполненую работу:пыль протереть, полы помыть, посуду… Мы вели специальную тетрадку, куда записывали все сделанные дела. А через некоторое время папа платил нам по этой тетрадке. Моя подружка была в шоке, что я за помощь родителям беру деньги.
    Но дело закончилось, как часто бывает, ничем. Может мы были еще маленькие, незнаю. Но, как то даже деньги нас мало стимулировали. Так и с оценками. Пробовать можно и платить за оценки. Я считаю, что ничего плохого в этом нет. Тем более многие уже используют этот метод, но немного в другом варианте. Обещают какой-нибудь подарок за успешное окончание четверти или года. Это, кстати, помогает. Испытано на себе. Чем же ваш метод лучше, тем что идет постоянный стимул учится лучше, а не раз в четверть. Еще мне понравилось то, что двойки оплачивают. Значит дети не будут их прятать, и родители будут всегда в курсе того как ребенок учится.
    И мне кажется нормально, что за старания родители вознограждают ребенка. Конечно не нужно, да и не получиться, переводить ребенка на самомтоятельное обеспечение. Но как деньги на мороженое, такой вариант подойдет. Только , в таком случае, не надо давать деньги на мороженое просто так. Если хотите приучить детей к деньгам, они должны понять, что если они сами их не заработают, то никто им их не даст. Пусть это не звучит жестоко. Можете давать деньги на пирожное.

  30. «Евгения, а родители (автор этого метода) не успеваемости хотят этим добиться, и Николай Ронжин сказал об этом в своем комментарии.

    Цель была другая, научить детей обращению с деньгами, см. комментарий Николая.»

    Это понятно, но у модели есть побочный эффект-восприятие жизни ребенком через призму денег. По сравнению с пользой от грамотного распоряжения деньгами этот вред перевешивает все.
    Научить ребенка правильному общению с деньгами можно и потом и всегда и с умом, но без таких последствий.

    Во многих постах читаю: надо попробовать с моим ребенком…
    Ребята-вы же пробуете не на пирожках (их можно выбросить), а на своих детях, потом не выбросишь и из памяти не сотрешь.

  31. >Ребята-вы же пробуете не на пирожках (их можно выбросить), а на своих детях, потом не >выбросишь и из памяти не сотрешь.
    Вывод: Будем пробовать на других? 🙂 Или будем искать единственно правильный способ?
    Так то что ВЫ считаете правильным, для вашего ребенка может оказаться не правильным. Просто по тому что он вас не правильно понял, вы в разговоре немного не на то акценты расставили.
    И если по думать, то можно придумать массу причин, почему это не правильно, не подходит и пр.

    Если брать пост от Марины, то он очень спорный, есть + есть -. Если же вписать в ситуацию Николая, то способ логичный и обоснованный.

    Каждый должен определиться подходит ему этот способ или нет. В писывается он в ВАШУ ситуацию, или не приемлим, можно его модифицировать или нет.

    В воспитании детей и самоизменении взрослых нет единственно верного пути. У всех разные ситуации, мозги, убеждения, воспитание, стартовые возможности и т.п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.